Аукционы вместо «зеленых» тарифов

Electricity
15/03/2018
Парламент предлагает вместо «зеленого» тарифа позволить инвесторам в ВИЭ торговаться за цену киловатта. Но это не решит всех проблем с «зеленой» генерацией в Украине.

Топливно-энергетический комитет Верховной Рады инициирует пересмотр программы поддержки возобновляемой энергетики в Украине. В качестве первой ласточки комитет 13 марта провел «круглый стол» по обсуждению внедрения механизма «зеленых» аукционов вместо «зеленых» тарифов для промышленных производителей.

Свои разработки ведёт и регулятор — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В комиссии тоже уверены, что мировые тренды в «зеленой» энергетике изменились (например, подешевело оборудование) и Украине нужно менять законодательство под новые реалии. Обсудить новую инвестиционную политику НКРЭКУ приглашает всех 19 марта.

Тем не менее, далеко не все участники рынка активно поддерживают бесконтрольный рост ВИЭ. Голосом разума выступает диспетчер украинской энергосистемы НЭК «Укрэнерго». Глава компании Всеволод Ковальчук напоминает, что в погоне за инвесторами не стоит забывать о безопасности и сбалансированности системы — и вместе с солнечными и ветряными станциями строить маневровые мощности (гидро- и газовые станции).

«Все страны, которые развивают ВИЭ, столкнулись с необходимостью реформирования энергосистемы», — свое видение реформы «Укрэнерго» обещает обнародовать в ближайшие недели.


Риски и перспективы возобновляемой энергетики в Украине

Национальная энергостратегия предусматривает, что к 2035 году доля возобновляемой энергетики в производстве электроэнергии в стране должна достичь 25%. Однако поддержка станций на ВИЭ закреплена законом лишь до 2030 года. До этого момента электроэнергия с таких станций будет продаваться по специальному, «зеленому», тарифу.

Из-за значительной импортной доли оборудования для станций «зеленый» тариф закреплен в евро: солнечные станции получат 12,01-16,37 евроцента за кВт•ч (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию и типа станции), ветряные получат тарифы 4,52-10,18 евроцента за кВт•ч. При этом эксперты ожидают, что бум строительства станций на ВИЭ в Украине прекратится гораздо раньше 2030 года — уже после 2019-го, потому что станция может окупаться до 10 лет при нынешних тарифах, а потом это станет менее выгодно.

Вопрос справедливости тарифов остается открытым: станции ВИЭ вырабатывают чуть больше 1% электроэнергии в стране, а получают суммарно свыше 7% всей выручки за электроэнергию.

Даже инвесторы считают украинские тарифы завышенными по сравнению с другими странами.

 

За 2016 год, со внедрением аукционов мировые тарифы для солнечных станций пошли вниз — с 25 центов за 1 кВт•ч в 2010 году до 5 центов в 2016 году. Например, в Мексике тариф новых станций опустился до 3,62 цента, а в богатой Германии солнечные станции строят под тариф в 8,1 цент. Это в 2-4 раза ниже, чем украинские тарифы для СЭС, несмотря на то, что Верховная Рада однажды уже понижала тарифы для промышленных солнечных станций мощностью свыше 10 МВт.

Из-за этого шага парламента, утверждают в Международной  финансовой корпорации (International Finance Corporation, IFC), иностранцы опасаются инвестировать в украинскую «зеленую» энергетику, ведь пересмотр в сторону понижения возможен и для других действующих станций.

Поэтому международные финансовые организации, нардепы, профильное министерство и регулятор выступают за переход к другому формату поддержки ВИЭ — зеленым аукционам. В таком случае тариф в ходе конкурентной борьбы определяют сами участники, а специальный договор фиксирует его на 10-15 лет.

Этот подход существует в Северной и Южной Америке, в странах Европы и Азии.

 

Аналогичную позицию озвучивают в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). По словам замдиректора ЕБРР Марины Петров, инвесторы охотнее будут работать в Украине с аукционом (в случае необходимости, такой тариф будет легче отстаивать в судах).


Решит ли это все проблемы, связанные с зеленой энергетикой?

Нет, только часть проблемы. Депутаты предлагают, чтобы на аукцион выносили участки для строительства станций на ВИЭ, согласованные с оператором энергосистемы НЭК «Укрэнерго». Так государство хочет контролировать размещение и мощность «зеленых» станций, чтобы минимизировать их отрицательное влияние на энергосистему.

Поскольку солнечные и ветровые станции зависят от погоды, времени суток и сезона, проблема колебаний выработки, которая так беспокоит «Укрэнерго», остается. Ведь чтобы компенсировать пики и спады их выработки, приходится снижать загрузку «дешевых» атомных станций и увеличивать загрузку угольных теплоэлектростанций (ТЭС), которые могут в большем объеме покрывать возникающие «провалы» в выработке.

По словам главы «Укрэнерго» Всеволода Ковальчука, в Украине уже выдали технические условия на строительство станций на ВИЭ суммарной мощностью 7400 МВт. Однако без риска разбалансировки украинская энергосистема может принять не больше 3000 МВт. В противном случае придется ограничивать работу АЭС и привлекать для балансировки угольные станции. А это противоречит идее декарбонизации, на основе которой в Украине и строят «зеленые» станции.

Поэтому кроме разработки нового механизма поддержки возобновляемой энергетики нужна поддержка строительства новых маневровых мощностей — гидро-, гидроаккумулирующих и газовых станций. По подсчетам Ковальчука, на балансировку 1200 МВт станции на ВИЭ требует 450 МВт маневренных мощностей. К середине 2019 года он ожидает, что в системе появится 3000 МВт станций на ВИЭ, и возможности маневрирования исчерпаются.

Когда же «зеленая» генерация достигнет плановой мощности в 7400 МВт, в системе будет разбаланс в 2200 МВт. Для равновесия понадобится от 1800 до 3000 МВт дополнительных маневровых мощностей.

В противном случае, нужно ограничить более чем на треть мощности работу атомных станций, и фактически перекрыть дефицит за счет угольных ТЭС.

 

Проблему понимают не только в «Укрэнерго»: в энергостратегии-2035, которую Кабмин принял в 2017 году, указано: до 2025 года нужно завершить реконструкцию гидрогенерации и построить новые агрегаты для таких станций. В предыдущем варианте стратегии предусматривалось 6200 МВт ГЭС и 4700 МВт ГАЭС к 2035 году. К концу прошедшего года у оператора ГЭС «Укргидроэнерго» было только 5700 МВт.

Компания планирует увеличить мощность Днестровской ГАЭС и построить две станции на Днепре — Каневскую ГАЭС и Каховскую ГЭС-2.

Суммарно достроенные станции дадут около 3000 МВт.

 

Однако работа гидроэлектростанций также зависит от сезона и погоды. К примеру, во время паводка работу ГЭС практически не ограничивают, чтобы избежать затопления прибрежной зоны. А значит станции не смогут полноценно участвовать в регулировке энергосистемы.

Ковальчук апеллирует к необходимости достроить «речные» маневровые мощности, а также рассмотреть возможность строительства газопоршневых станций как быстродейственного резерва. Если в 2018 году не решить, как стимулировать маневровую генерацию, уже в 2019 году угольная и зеленая генерации увеличат счета потребителя за свет.

Источник: https://delo.ua


0 Comments

добавить комментарий

— Add comment